Вот от «формы» я и пойду

Я хочу знать, ради чего бьется молодой следователь. Мне ясно, ради чего бьются его противники. Ради лишнего куска. А он? Он, молодой юрист, гоняющий по городку на ярком мотоцикле?

Чтобы ответить на этот вопрос, я должен буду отвлечься от проблемно-тематической схемы фильма и обратиться к его образному строю. Я уже сказал, что фильм очень фактурен, и, конечно, чисто профессиональное мастерство Вабаласа, и особенно Грицюса, одного из лучших наших операторов, стоит на большой высоте. Но интересна концепция фактуры: мы ведь давно уже не думаем, что «форма» — это коробочка для «содержания», форма — это именно концепция материала, это взгляд на мир.

В картине видны два ясных стилистических плана.

Один. Затененные интерьеры старинного дома, скрипучее дерево лестниц, крупно поданные многозначительные детали обстановки, массивность мебели, теснота объемов, коричневый сумрак, тихие стуки и скрипы в зловещей тишине — ощущение тесноты, замкнутости, ловушки. «Фактура злодейства».

Другой стилистический план. Голубой простор, небо и море, птицы и воздух, золото и лазурь общих планов, неизреченная тишина природы, орнамент асфальтовых стремительных дорог, и в этом царстве естества и открытости — блеск проносящихся, поворачивающих, «танцующих» автомобилей... Помните «Мужчину и женщину» Клода Лелюша? Вот оттуда! Оттуда фон, на котором разыгрывается любовь нашего молодого следователя к дочери старика Эвальдаса. И обстоятельства сходны: за плечами у героев — и у Лелюша и здесь — трагически оборвавшийся первый брак.

Меня смущает во всем этом не вторичность стилистических вариантов. Они вторичмы оба, и если распахнутые пейзажи тут явно французского происхождения, то «запахнутые» интерьеры, пожалуй, — скандинавского. Но дело не в этом; художник может черпать откуда хочет, хоть иэ энциклопедии искусств (еще раз вспомните «Гамлета») лишь бы у него самого было органично.

Так вот что меня смущает: неорганичность стилистики фильма «Подводя черту» для обозначенной в нем темы и для состояния его героев. Уж больно красиво все! Даже и в «скандинавски зловещих интерьерах — хотя номинально они вполне «подходят» терзаниям Эвальдаса — слишком много благополучного изыска. Что же до молодых, особенно до следователя Андрюса, образ которого погружен, как я уже сказал, в красочную атмосферу Лелюша, — то тут дело совсем плохо. Это же центр картины, решающий образ!

Мне ясно, какая драма кроется в характере стариков, которые воруют по привычке и прячутся по укоренившейся боязни возмездия. Но что, все-таки, Андрюсом-то движет? Служебное решение? Не верю: всей «раскованной» актерской стилистикой исполнитель этой роли А. Матулёнис указывает на некий иной, человеческий план характера: перед нами не железный эксперт, а чуть развинченный, спортивный, партикулярный, ироничный, «современный» парень. Так что же им движет в глубине-то характера?

Ясно одно: в глубине характера — вкус к комфорту. Новенький мотоцикл. Вальс среди сверкающих автомашин посреди красивого шоссе в утренних лучах. Почему при такой красивой жизни надо так уж стараться, чтобы откопать эти восемь тонн украденного мяса, мне неясно. Тут что-то не то.

И не страшно мне — вот беда. Бандиты за следователем-мотоциклистом на грузовике гонятся, вот-вот раздавят, а я любуюсь волнистыми траекториями фар в золотистой ночи через фильтры, с птичьего полета. Да и как не любоваться — Ионас Грицюс действительно виртуоз камеры.

Подведем черту. Фильм «Подводя черту» смотреть можно. Даже приятно его смотреть. И мысли он будит — по аналогии, по ассоциации, по контексту и по контрасту. Так что факт этот в нашем кино, скажем так, положителен. Самые популярные автоматы vulkan 777 deluxe com только здесь.

Авторизация

   Пользователь:
   Пароль:


   Запомнить пароль?
    Забыли пароль?
Зарегистрироваться?